Когда малыш начинает говорить? Исследователями давно установлено, что после полутора лет у ребенка появляются первые слова, и к двум годам дети, как правило, начинают разговаривать. Обычно ребенок копит полученную информацию, и в определенном возрасте, когда возникает готовность речевого аппарата, начинает говорить, причем овладение речью имеет характер «взрыва». Сроки и темпы овладения речью во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка и от того, по какому пути идет его речевое развитие. Разделяют два направления развития речи: пассивное (понимание речи), активное (говорение). Как правило, пассивная речь опережает активную. |
До определенного времени количество понимаемых слов превосходит количество активно произносимых слов. Многих родителей огорчает, когда этот период сильно затягивается. Ребенок в норме может до 2-х лет все понимать, но ничего не говорить. Если малыш понимает вас, но говорит всего 2-3 слова, это нормальное развитие вашего ребенка. Рано или поздно ребенок заговорит, но вот насколько рано или поздно – зависит от вас. Достаточно часто дети, у которых есть старшие братья или сестры, которые с ними активно играют, раньше начинают говорить, и произносят слова более четко. Секрет развития речи – в активном общении с малышом в игре.
А теперь представьте, что вы и ваш друг одновременно начали изучать английский язык. Вы и ваш друг живете в британских семьях, но с лично вами никто не общается, вы только слушаете язык со стороны, а ваш друг активно и целенаправленно беседует каждый день по часу с отцом семейства на разные темы, активно перекладывая предметы, повторяя по несколько раз просьбы и указывая на вещи, называя их. Вопрос — кто быстрее выучить язык? Ответ лежит на поверхности. Активное включенное взаимодействие поможет быстрее заговорить на нужном языке. Это относится и к младенцам.
Как родители могут помочь ребенку заговорить
Родителям следует знать такой факт, что только ситуация предметного сотрудничества ребенка со взрослым или содержательного, делового общения создает необходимость назвать предмет, а следовательно, произнести свое слово.
Необходимо именно играть с ребенком; разговаривать по поводу совместной игры. Для этого подходят кубики, пирамидки, мячики, машинки, картинки и многие другие предметы, с которыми можно играть вместе.
Изначально у ребенка отсутствует потребность называть предмет определенным словом, эту потребность должен развить взрослый.
Как ребенок овладевает словом в игре? Вначале малыш тянется к предмету, потом пытается произнести что-то вроде «дяй» ит.п. и наконец, наблюдая за губами взрослого человека, пытается произнести слово.
Задача родителя во время игры с ребенком четко, с артикуляцией произносить слово, которое обозначает предмет. Обратите внимание – дети начинают произносить слова только под влиянием настойчивых попыток взрослого обратить внимание ребенка на связь предмета со словом и речью. Именно родители превращают слово в центр внимания ребенка.
Необходимо побуждать ребенка к правильному произношению слова – делать вид, что вы не понимаете, что он говорит, тем самым побуждая его произнести правильно слово. Не общаться с ребенком языком «детского лепета» .
Ошибки в обучении речи
- Недостаточно называть слова и просить повторить (детская речь не возникает из прямого подражания звукам).
- Недостаточно просто разговаривать с ребенком.
- Не верно, если ребенок играет один с игрушками – так речевой аппарат не развивается.
- После того, как ребенку исполнится годик – нельзя коверкать и повторять за малышом забавные слова «ляля» вместо кукла, «бибика» вместо машины. Забавный и умилительный детский лепет приводит родителей в восторг, они начинают повторять за малышом забавные детские слова, не задумываясь о том, что «детские слова» могут стать серьезным препятствием для развития нормальной человеческой речи, и ребенок надолго застрянет на этом этапе, довольствуясь несколькими «детскими словами».
- Мало активного общения со взрослыми. Главной причиной отставания в речевом развитии является недостаточное общение ребенка со своими родителями.
- Мультфильмы, телевизор. Современные дети начинают смотреть изображения на экране раньше, чем начинают говорить. Речь с экрана для ребенка это лишь фон зрительных стимулов, это никаким образом не воздействует на речевой аппарат ребенка. Многие, даже маленькие дети 3-5 лет смотрят телевизор в среднем 1-2 часа в день. А некоторые — от 5 до 6 часов в день, когда им дополнительно показывают видеофильмы. При таких условиях речь ребенка не развивается.
- Избыточное понимание ребенка. Многие родители настолько хорошо понимают своего малыша, буквально с полуслова и звука, что перестают ставить речевые задачи. Зачем говорить, если тебя и так понимают?
- Ребенок слишком импульсивен и не чувствителен к словам взрослого. Очень часто такой малыш утомляет родителей, и они невольно стремятся ограничить общение. Такому малышу необходим тесный эмоциональный контакт: ласковое поглаживание по голове, называние его по имени, простые младенческие игры «ку-ку»,»сорока-ворона» — важно поймать взгляд малыша и установить с ним эмоциональный контакт, получить ответную реакцию. Всем предметным действиям следует по возможности придать «человеческий» характер: жалеть или укладывать спать куклу, посадить водителя в машинку и вести ее в гараж, лечить обезьянку и т. д. Полезны игры с имитацией разговора между собой зверушек.
- Речь должна быть включена в активную деятельность ребенка;
- Речь должна быть индивидуально адресована именно малышу, что возможно только при живом непосредственном общении.
- Если никакие старания родителей не приводят к нужному результату — малыш до 3 лет продолжает молчать, или произносит какие-то нечленораздельные звуки, избегает общения — необходимо обратиться к специалистам — логопеду, детскому психологу или невропатологу.
Почему ребенок не говорит: основные причины отставания речевого развития
Для преодоления отставаний в развитии речи необходимы по крайней мере два условия:
Categories: Статьи