Как помочь ребенку заговорить?

Как помочь ребенку заговорить

Когда малыш начинает говорить? Исследователями давно установлено, что после полутора лет у ребенка появляются первые слова, и к двум годам дети, как правило, начинают разговаривать. Обычно ребенок копит полученную информацию, и в определенном возрасте, когда возникает готовность речевого аппарата, начинает говорить, причем овладение речью имеет характер “взрыва”.

Сроки и темпы овладения речью во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка и от того, по какому пути идет его речевое развитие.

Разделяют два направления развития речи: пассивное (понимание речи), активное (говорение). Как правило, пассивная речь опережает активную.

До определенного времени количество понимаемых слов превосходит количество активно произносимых слов. Многих родителей огорчает, когда этот период сильно затягивается. Ребенок в норме может до 2-х лет все понимать, но ничего не говорить. Если малыш понимает вас, но говорит всего 2-3 слова, это нормальное развитие вашего ребенка. Рано или поздно ребенок заговорит, но вот насколько рано или поздно – зависит от вас. Достаточно часто дети, у которых есть старшие братья или сестры, которые с ними активно играют, раньше начинают говорить, и произносят слова более четко. Секрет развития речи – в активном общении с малышом в игре.

 

А теперь представьте, что вы и ваш друг одновременно начали изучать английский язык.  Вы и ваш друг живете в британских семьях, но с лично вами никто не общается, вы только слушаете язык со стороны, а ваш друг активно и целенаправленно беседует каждый день по часу с отцом семейства на разные темы, активно перекладывая предметы, повторяя по несколько раз просьбы и указывая на вещи, называя их. Вопрос – кто быстрее выучить язык? Ответ лежит на поверхности. Активное включенное взаимодействие поможет быстрее заговорить на нужном языке. Это относится и к младенцам.

Как родители могут помочь ребенку заговорить

Родителям следует знать такой факт, что только ситуация предметного сотрудничества ребенка со взрослым или содержательного, делового общения создает необходимость назвать предмет, а следовательно, произнести свое слово.

Необходимо именно играть с ребенком; разговаривать по поводу совместной игры. Для этого подходят кубики, пирамидки, мячики, машинки, картинки и многие другие предметы, с которыми можно играть вместе.

Изначально у ребенка отсутствует потребность называть предмет определенным словом, эту потребность должен развить взрослый.

Как ребенок овладевает словом в игре? Вначале малыш тянется к предмету, потом пытается произнести что-то вроде «дяй» ит.п. и наконец, наблюдая за губами взрослого человека, пытается произнести слово.

Задача родителя во время игры с ребенком четко, с артикуляцией произносить слово, которое обозначает предмет. Обратите внимание – дети начинают произносить слова только под влиянием настойчивых попыток взрослого обратить внимание ребенка на связь предмета со словом и речью. Именно родители превращают слово в центр внимания ребенка.

Необходимо побуждать ребенка к правильному произношению слова – делать вид, что вы не понимаете, что он говорит, тем самым побуждая его произнести правильно слово. Не общаться с ребенком языком «детского лепета» .

Ошибки в обучении речи

  • Недостаточно называть слова и просить повторить (детская речь не возникает из прямого подражания звукам).
  • Недостаточно просто разговаривать с ребенком.
  • Не верно, если ребенок играет один с игрушками – так речевой аппарат не развивается.
  • После того, как ребенку исполнится годик – нельзя коверкать и повторять за малышом забавные слова «ляля» вместо кукла, «бибика» вместо машины. Забавный и умилительный детский лепет приводит родителей в восторг, они начинают повторять за малышом забавные детские слова, не задумываясь о том, что “детские слова” могут стать серьезным препятствием для развития нормальной человеческой речи, и ребенок надолго застрянет на этом этапе, довольствуясь несколькими “детскими словами”.
  • Мало активного общения со взрослыми. Главной причиной отставания в речевом развитии является недостаточное общение ребенка со своими родителями.
  • Мультфильмы, телевизор. Современные дети начинают смотреть изображения на экране раньше, чем начинают говорить. Речь с экрана для ребенка это лишь фон зрительных стимулов, это никаким образом не воздействует на речевой аппарат ребенка. Многие, даже маленькие дети 3-5 лет смотрят телевизор в среднем 1-2 часа в день. А некоторые – от 5 до 6 часов в день, когда им дополнительно показывают видеофильмы. При таких условиях речь ребенка не развивается.
  • Избыточное понимание ребенка. Многие родители настолько хорошо понимают своего малыша, буквально с полуслова и звука, что перестают ставить речевые задачи. Зачем говорить, если тебя и так понимают?
  • Ребенок слишком импульсивен и не чувствителен к словам взрослого. Очень часто такой малыш утомляет родителей, и они невольно стремятся ограничить общение. Такому малышу необходим тесный эмоциональный контакт: ласковое поглаживание по голове, называние его по имени, простые младенческие игры «ку-ку»,»сорока-ворона» – важно поймать взгляд малыша и установить с ним эмоциональный контакт, получить ответную реакцию. Всем предметным действиям следует по возможности придать “человеческий” характер: жалеть или укладывать спать куклу, посадить водителя в машинку и вести ее в гараж, лечить обезьянку и т. д. Полезны игры с имитацией разговора между собой зверушек.
  • Речь должна быть включена в активную деятельность ребенка;
  • Речь должна быть индивидуально адресована именно малышу, что возможно только при живом непосредственном общении.
  • Если никакие старания родителей не приводят к нужному результату – малыш до 3 лет продолжает молчать, или произносит какие-то нечленораздельные звуки, избегает общения – необходимо обратиться к специалистам – логопеду, детскому психологу или невропатологу.

Почему ребенок не говорит: основные причины отставания речевого развития

Для преодоления отставаний в развитии речи необходимы по крайней мере два условия: