КАК определить левшу?!

КАК определить левшу?!

Сразу после рождения малыша родители не задумываются правша он или левша, но время идет, ребенок начинает брать предметы то левой, то правой рукой.

Не всегда удается сразу понять правша ребенок или левша, так как дети до 4-5 лет совершенно спокойно могут пользоваться обеими руками.

Начиная с 16-20 недель и до 2 лет у ребенка происходят волнообразные изменения рукости. С 2 до 4-5 лет руки чаще всего активны одинаково, причем большая часть действий совершается обеими руками. Лишь в возрасте 4-5 лет формируется четкий выбор ведущей руки.

  • Левшество это не просто предпочтение левой руки, а иное распределение функций между полушариями мозга.
  • Сила, с которой малыш сжимает свой кулачок уже с 17 недель больше у ведущей руки.
  • Леворукость может быть временной (по мере роста полушарий, из-за задержки формирования у ребенка межполушарных взаимодействий, травмы правой руки и др.)
  • До 4,5-5 лет дети могут одинаково пользоваться как правой так и левой руками: причем всплески активности того или иного полушария приходятся на 2 и на 4 годика.
  • Рука, используемая для письма, не является точным индикатором лево-(право-) рукости. Так, множество левшей пишут правой рукой, используя левую руку для выполнения большинства других задач.

Несколько фактов о леворукости

Определение ведущей ноги и глаза требуются, когда необходимо выбрать определенный вид спорта.

Сложность определения заключается еще в том, что немало леворуких правшей и праворуких левшей. Это означает, что ребенок может все бытовые операции делать одной рукой (правой или левой) а писать и рисовать другой (правой или левой). Можно выбрать сразу несколько способов.

Определить руку для письма важно до школы. К тому же, во многих детских учреждениях, например в государственных садиках, пытаются по старинке переучивать левшей на правшей, что может не слишком положительно сказаться на развитии ребенка, хотя это не так страшно, как может многим показаться, в результате ребенок развивает оба полушария и в итоге, умеет хорошо пользоваться обеими руками, что в принципе не так и плохо. Но это касается не стопроцентных левшей. 100 процентного левшу нельзя переучивать, чтобы не возникло проблем со здоровьем, и ребенок гармонично развивался. Плохо переучивать еще потому, что этим перечеркивается возможность что-либо делать лучше, если организм определил ведущим правое полушарие и ребенок все делает лучше левой рукой, значит так ему удобнее и полезнее. В результате переучивания ребенок не сможет лучше и красивее писать, аккуратнее использовать предметы, хорошо бросать мяч и др.

Как определить ведущую руку у ребенка

Важно определить, какой рукой лучше получается выполнять сложные действия.

Например, если ребенок все делает правой, но значительно лучше пишет и рисует левой, а также выполняет ряд сложных действий этой же рукой, очевидно, что лучше будет выбрать для письма левую руку, так как и почерк, благодаря этому выбору, будет лучше, ведь ребенку легче дается написание букв и рисование именно этой рукой. А по-научному перед вами – графический левша, но это редкий случай, как и левша в сочетании с графическим правшой. Как правило, мозг сам определяет достаточно четко преимущественно правую или левую руку, и ребенок делает все либо правой, либо левой рукой.

Настоящий левша получается, если правое полушарие определяет ведущими левую руку и глаз (в конце статьи тест «как определить ведущий глаз).

Понаблюдайте, какой рукой ребенок берет предмет, открывает кран, берет игрушку и предметы (ложку, вилку и др.), открывает дверь. Как правило, люди жестикулируют ведущей рукой.

Несложные тесты для определения левшества:

  • Похлопать в ладоши (обычно ведущая рука сверху);
  • Указательным пальцем одной руки нарисовать кружочек на ладошке другой;
  • Поймать мячик одной рукой, поднять предмет (ведущая рука совершает все эти действия);
  • Погладить игрушку, которую держит в руках (обычно это делает ведущая рука);
  • Протереть тряпкой пыль на столе, шкафу.

Определить левшу достаточно просто – ребенок сам будет настойчиво перекладывать в левую руку ручку, кисточку, брать предметы и выполнять сложные действия левой рукой, если он левша. Потому что ему просто неудобно!

Гораздо сложнее обстоит дело с графическими левшами, которые могут писать и правой, но лучше получается левой.

Что могут сделать родители

  1. 1. Попросить преподавателей, занимающихся с ребенком, дать свободу выбора до 5 лет.

2. 2. Наблюдать за ребенком в быту: какой рукой ест, берет предметы, открывает дверь, отвинчивает крышечки бутылок, какой рукой чистит зубы, расчесывается.

3. 3. В 5 лет провести различные тесты на определение ведущей руки (именно руки, а не полушарий, потому часто бывают скрытые левши, пишут правой, а многое делают левой).

4. 4. Не настаивать на использовании определенной руки.

При проведении тестов многие родители будут удивленны тому, что часть заданий выполняются левой рукой, дело в том, что некоторые являются скрытыми левшами. При этом вполне могут быть графическими правшами. А часть жителей нашей планеты и вовсе обладают двумя одинаково хорошо развитыми полушариями, их называют амбидекстерами. Правополушарность или левополушарность, а также одинаковое развитие полушарий на деле не дают никаких особых преимуществ, гораздо важнее наследственные черты характера и уровень образования, которое получил человек. Нельзя утверждать что все левши обязательно творческие и активные, а правши более рациональны, так как и среди правшей множество творческих и активных, и среди левшей рациональных и рассудительных. Принимайте ребенка таким, какой он есть и помогайте научиться правильно писать и пользоваться предметами не только если малыш левша, но и если он пишет правой, а в быту действует преимущественно левой.

Как учить левшу писать

  • Приобретите специальные канцелярские принадлежности для левшей (ручку-тренажер, ножницы, карандаши).
  • Держать ручку следует не более 4 см. от кончика.
  • Следует знать, что левшам трудно писать без отрыва, потому что рука закрывает уже написанное.
  • Лист положите перед ребенком вдоль левой руки и наклоните вправо. Руку расположите так же, как и руку правши. При таком положении рука ребенка оказывается как бы над строкой.
  • Также можно попробовать положить лист левее по отношению к малышу и разрешить повернуть кисть руки к груди.

Не следует настаивать на определенном способе и положении, возможно ребенок сам определит наилучший способ.

Многие левши пытаются писать в зеркальном отображении – придумайте зрительные образы, которые помогут быстрее запомнить правильное написание букв и цифр.

Простые тесты для определения ведущей руки

Правила проведения тестов не так просты, как кажутся: ребенок не должен знать, что его тестируют, лучше, если тесты проводятся в виде соревнования или игры. Необходимо проводить подсчеты и анализ. Нельзя проводить тесты раньше 5-летнего возраста, оптимальный вариант в 6 лет.

Для выбора ведущей руки существует несколько методик (М.Озьяса, Ф. Кречмера и др.) Лучше, если тесты будет проводить психолог. Но если большая часть нижеперечисленных действий ребенок произведет левой рукой, значит он левша.

Нарисовать что-либо правой рукой, затем левой и сравнить качество рисунков, продеть бусину в ниточку, открыть замок-молнию, полить цветы, достать книгу с полки, вставить иголку в пуговицу, перелить воду из одной емкости в другую, разложить карточки, стереть ластиком рисунок, отряхнуть соринку с одежды, позвонить в колокольчик, разрезать бумагу ножницами, накапать из пипетки, достать бусинки из стакана.

Наиболее типичные тесты определения ведущего полушария

  • “Переплетение пальцев рук”. Выполнять без предупреждения, быстро. Большой палец ведущей руки ложится сверху
  • “Поза Наполеона” — если ребенок левша, то левая кисть будет лежать сверху.
  • “Одновременные действия обеих рук” — попросите нарисовать круг, квадрат или треугольник обеими руками. Более четкий рисунок получается ведущей рукой. Можно выполнять с закрытыми глазами.

Определение ведущего глаза

Попросите малыша посмотреть в подзорную трубу (или свернутую бумажку), для разглядывания обычно выбирается ведущий глаз.

Проба Литинского: сфокусировать взгляд на кончике пальца, затем приблизить его на два-три сантиметра. Ведущий глаз быстрее устанавливается на точке фиксации.

Не стоит огорчаться, если ваш ребенок левша: многие товары уже производят специально для леворуких, например ручки для письма. Просто следует немного иначе учить такого ребенка писать и пользоваться предметами для правшей